Домашняя | Галерея | собор | 2068
Крупнейшим событием истории социальных конфликтов XVII в. стала осада в 1796 Иркутска забайкальскими казаками, вызвавшая брожение и среди посадского населения.
Выгодное географическое положение Иркутска на пересечении водных путей и сухопутных дорог, наличие природных ресурсов способствовали быстрому развитию
С самого основания Иркутск развивался не только как торговый и административный, но и как культурный центр. В конце XVIII— XIX в. здесь открываются: Главное народное училище (1789), гимназия (1806), техническое, или « промышленное», училище (1865), Институт благородных девиц (см.
В 1690 Иркутск получил печать с изображением бабра (так местные жители называли тигра, заходившего на территорию
Герб утвержден в 1790: в серебряном поле щита бегущий бабр, а во рту у него соболь. При создании герба Иркутской губернии в 1850-х гг. в Департаменте герольдии произошла ошибка — бабр-тигр, по воле чиновников, превратился на губернском гербе в бобра. В 1960—80-е гг. исторический герб Иркутска пользовался популярностью и широко использовался в городской жизни, но не был утвержден в качестве официального символа города. Современный герб утвержден в 1996: в серебряное поле на зеленой земле бегущий влево черный бабр, держащий во рту червленого соболя.
Гидроним реки Иркут имеет многозначное истолкование и связывается с монголо-бурятскими словами, обозначающими силу, энергию, крутиться, вертеться, поворачиваться. Согласно наиболее правдоподобной версии, название реки образовано от этнонима Ырху, который в вариантах иркит, иргит, иркыт распространено у
На карте 1826 года показаны дороги, выходившие из Иркутска: Московский, Якутский, Заморский и Кругоморский тракты
Старое написание названия города — «Иркуцкъ». До революции город называли «Восточным Парижем», «Сибирским Петербургом», «Сибирскими Афинами». В 1931 году по случаю визита наркома К. Ворошилова Иркутск планировалось переименовать в Ворошиловск.
Горожане именуют свой город Серединой земли, столицей Восточной Сибири, столицей Приангарья, столицей Прибайкалья.
Высшее должностное лицо города — мэр: является главой администрации, избирается населением сроком на 5 лет. Мэр города с 2010 года — Виктор Иванович Кондрашов; ранее малоизвестный предприниматель строительного холдинга «Такота». Был избран на должность мэра при поддержке КПРФ, неожиданно набрав 64 % голосов (явка избирателей составила 33,5 %). После победы вступил в партию «Единая Россия». В 1997—2009 гг. город возглавлял В. Якубовский.
Представительный орган — городская дума. Состоит из 35 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам сроком на 5 лет. Места в думе V созыва, избранной в 2009 году, распределились следующим образом: 33 депутата от «Единой России», 1 депутат «Справедливой России», одно место у самовыдвиженца. Председатель думы с 2005 года — Андрей Николаевич Лабыгин, член партии «Единая Россия». На выборах в
Согласно уставу Иркутской области Иркутск является административным центром Иркутской области. В Иркутске также дислоцируются Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского арбитражного округа, Восточно-Сибирская транспортная прокуратура, Восточно-Сибирские управления Следственного комитета и МВД на транспорте.
Бюджет на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов был принят в декабре 2012 года. Бюджетные параметры 2013 года в исходном варианте составляют: доходы — 12,2 млрд рублей, расходы — 12,8 млрд рублей, дефицит — 0,5 млрд рублей. Параметры 2014 года: доходы — 12,5 млрд рублей, расходы — 12,9 млрд рублей. Параметры 2015 года: доходы — 13,1 млрд рублей, расходы — 13,4 млрд рублей.
Доходы бюджета на 2012 год в исходном варианте были запланированы в размере 11,09 млрд рублей (в том числе 2,8 млрд трансфертов из областного бюджета), расходы — 11,79 млрд.
1. Исторический и административно-деловой центр расположен в Правобережном округе (111 тысяч жителей), образованном в 1996 году при слиянии Кировского и Куйбышевского районов. Другие крупные планировочные зоны — предместья Марата, Рабочее, Радищево; Маратовский промышленный узел.
В Иркутске расположены штаб-квартиры Восточно-Сибирской железной дороги, «Иркутскэнерго», «Востсибуголь»; главный офис регионального коммерческого банка «Байкалкредобанк». Научно-исследовательский центр «Иргиредмет» оказывает сопровождение при добыче и переработке металлических руд и алмазов. «Иркутскэнерго» — крупнейшая в России энергетическая компания: объединяет 3 гидроэлектростанции ангарского каскадамощностью 9 ГВт, тепловые электростанции мощностью 3,9 ГВт, а также угольные разрезы и теплосети области. Входит в группу Русал Иркутская ГЭС вырабатывает 4,1 млрд кВт/ч в год, на ней занято около 150 человек. Компания «Востсибуголь» является крупнейшим производителем и поставщиком каменного и бурого угля в области из 6 угольных разрезов; входит в компанию «Иркутскэнерго».
Ведущее промышленное предприятие — Иркутский авиационный завод российской авиастроительной корпорации «Иркут». Завод изготавливает самолёты военной и гражданской авиации, в частности экспортные боевые самолётыСу-30 и самолёты-амфибии Бе-200. Производит компоненты для самолётов Airbus A320. На предприятии занято около 12 тысяч человек. Иркутский завод тяжёлого машиностроения изготавливает золотодобывающее, горно-обогатительное и металлургическое оборудование. В штате около 700 человек. Иркутский релейный завод — предприятие оборонно-промышленного комплекса, изготавливает коммутационную технику. В области производства строительных материалов действуют крупные компании Иркутский завод сборного железобетона и Иркутский керамический завод.
Пищевая промышленность представлена Иркутским масложиркомбинатом, мясокомбинатом «Иркутский», Иркутским молокозаводом, Иркутским хлебозаводом, кондитерской фабрикой «Ангара».
В 2011 году действовало 994 магазина, 13 розничных рынков, 65 торговых центров, 302 киоска и 622 торговый павильона; оборот розничной торговли составил 102,3 млрд рублей. Уровень потребительских цен в Иркутске на 3 % выше, чем в целом по России, и сопоставим с
Сети супермаркетов: «Кентавр», владеющий 30 супермаркетами «О’Кеу» и «Цезарь», «Маяк» — 20 супермаркетами «Слата», «Сибирская компания» — 16 супермаркетами «Багира», «Амик Кэш энд Кэрри» — 11 супермаркетами «Бонус» и «Поляна». Действует 877 предприятий общественного питания, в том числе 55 ресторанов. Открыты сети быстрого обслуживания под международными марками Subway, Papa Johns, «Бростер Фуд» и другие.
Крупнейшие операторы проводного интернета: «Ростелеком», «Сибтелеком», «Деловая сеть — Иркутск», «Байкал-Телеком» и «Ориент-Телеком». Средняя стоимость интернета в Иркутске на начало 2011 года составила 1022 рубля за 1024 Кбит/с, что оказалось значительно дороже, чем в более западных регионах. В 2011 году в многолюдных местах города стал появляться бесплатный Wi-Fi.
Услуги стационарной телефонной связи оказывают более 20 операторов, в том числе «Ростелеком», «Сибтелеком», «Таксофон» и другие. Количество телефонных номеров стационарной связи составляет 221 тысячу, в том числе квартирных телефонов — 173 тысячи. Мобильная связь представлена операторами сотовой связи «МегаФон», «МТС», «БиЛайн», «Байкалвестком».
Въездной туризм в Иркутске носит преимущественно транзитный характер по пути на Байкал. Иностранные туристы задерживаются в городе в среднем на 1,5—2 дня, большинство из них — путешественники из Китая, Германии и Японии. 70 % туристического потока приходится на летний сезон, пик нагрузки — на время проведения Байкальского экономического форума в сентябре. В 1980-е годы город ежегодно посещало свыше 40 тысяч иностранцев.
Номерной фонд гостиниц и аналогичных средств размещения в 2011 году составил 3,9 тыс. мест. Действует 72 туроператора. В сфере туризма занято 23,4 тыс. человек. Из гостиниц международного уровня открыт трёхзвёздочный отель сети Marriott. Среднегодовая загрузка гостиниц не превышает 40 %.
Ежегодно проходит туристическая выставка «Байкал-Тур». Санаторно-курортное лечение оказывают курорт «Ангара», санатории «Иркут», лёгочно-туберкулёзный «Синюшина Гора» и детский «Подснежник». В окрестностях города расположен архитектурно-этнографический музей «Тальцы».
Через левый берег Ангары по городу проходит 4-полосная федеральная автодорога «Байкал» М53 М55 AH6 Новосибирск —
Транспортные переходы через Ангару проходят по плотине ГЭС и трём мостам — Глазковскому в центре, построенному по проекту московского архитектора И. Француза, а также Иннокентьевскому и Академическому. Железнодорожный мост проходит через реку Иркут. Действует несколько подземных пешеходных переходов и два надземных. В 2008 году на долю иномарок приходилось 66 % парка всех легковых автомобилей. На 2012 год в городе зарегистрировано 208 тысяч автомобилей. В 2011 году на дорогах города погибло 78 человек.
Речной транспорт по обеим сторонам плотины ГЭС на Ангаре, не имеющей шлюзов, представлен двумя речными вокзалами: вокзалом «Ракета» выше плотины для экскурсионных туров в сторону Байкала и «Речным вокзалом» в центре города для сообщения по Ангаре ниже плотины. С июня по сентябрь регулярно курсируют пассажирские теплоходы на Братск и Большие Коты. От речного порта в предместье Марата «Восточно-Сибирским речным пароходством» осуществляются пассажирские перевозки по бассейну Байкала, а также грузоперевозки черемховского угля, леса и строительных материалов до Макарьева.
Общественный транспорт города представлен муниципальными предприятиями «Иркутскавтотранс» и трамвайно-троллейбусным «Иркутскгорэлектротранс», также 235 частными перевозчиками. Парк муниципальных автобусов насчитывает 182 автобуса, в том числе 101 автобус большой вместимости и 81 средней вместимости
Действует 98 городских автобусных, одиннадцать троллейбусных и шесть трамвайных маршрутов. В 2009 году на автобусные линии выходили 1400 частных автобусов и микроавтобусов; которые перевезли 49 % от общего объёма пассажиров, муниципальным транспортом — 51 % пассажиров.
Трамвай появился в 1947 году. 5 маршрутов общей длиной 66 км охватывают преимущественно правый берег Ангары, включая центр, соединяя его с левым берегом линией на вокзал и Студгородок. 37 трамваев на линиях ежедневно перевозят более 70 тысяч пассажиров.
Троллейбус появился в 1970 году. 10 маршрутов связывают удалённые районы, кроме Ленинского округа. Ежедневно на линию выходит 55 троллейбусов. Услуги обычного такси оказывает более 100 таксомоторных компаний. Износ подвижного состава муниципального пассажирского транспорта в 2011 году составил: по троллейбусам — 12 %, автобусам — 42 %, трамваям — 86 %.
Иркутск — железнодорожный узел Транссибирской магистрали, место размещения управления Восточно-Сибирской железной дороги. В городе имеется два вокзала — на станциях Иркутск-Пассажирский и Иркутск-Сортировочный, на которых останавливаются все пассажирские поезда. Грузовые поезда идут в обход основной части города по объездному пути «Иркутск-Сортировочный — Гончарово». В пределах города расположены также станции: Кая, Военный городок, Батарейная и 8 остановочных пунктов.
Вокзал станции «Иркутск-Пассажирский» — памятник архитектуры; перестроен в 1907 году. В сутки станция пропускает около восьми тысяч пассажиров пригородных электропоездов и поездов дальнего следования. С вокзала отправляются туристические поезда «Кругобайкальский экспресс» и «Байкальский круиз» в путешествие по КБЖД от станции Култук до конечной станции Порт Байкал. Фирменный поезд «Байкал» преодолевает расстояние до Санкт-Петербурга менее, чем за четверо суток. Пригородное сообщение осуществляется по двум направлениям: Ангарскому на северо-запад до Зимы и Шелеховскому на юго-запад до Слюдянки. Электропоезда используются также в качестве внутригородского транспорта. В отдалённой перспективе до 2030 года планируется создание скоростного движения между Иркутском и Красноярском.
Аэропорт «Иркутск» действует с 1925 года (статус международного — с 1954 года), расположен в черте города в 5 км от центра. Из него осуществляются регулярные и чартерные рейсы во многие города России, страны Европы и Азии, а также в северные районы области. Пассажиропоток в 2011 году составил 1,26 млн человек. В аэропорту базируются местные авиакомпании: «ИрАэро» — осуществляет перелёты по всей России, и «Ангара» — производит полёты по области и в близлежащие регионы. В Ленинском округе на территории авиазавода действует испытательный аэродром «Иркутск-2». Строительство аэропорта «Иркутск-Новый» в 24 км к северо-востоку от города откладывается на неопределённый срок из-за отсутствия федерального финансирования. За период с 1952 по 2006 год в городе и вблизи него произошло свыше 20 авиакатастроф, за что Иркутск приобрёл славу «города падающих самолётов». Среди крупных происшествий — катастрофа грузового самолёта Ан-124, упавшего на жилые дома в 1997 году, и пассажирского самолёта А-310, пробившего бетонное ограждение во время посадки в2006 году.
Среди прочих музеев — ледокол «Ангара», музей Г. Шелихова, усадьба В. Сукачёва, музей связи Сибири, музей пассажирского вагонного депо Иркутска, музей занимательной науки «Экспериментарий», музей Победы, музей боевой славы при Доме офицеров, музей минералогии ИрГТУ, музей ГУВД, Музей истории Иркутского тюремного замка имени
Среди любительских театров — «Диалог», основанный в 1982 году; «Браво», образованный в 2008 году.
Первое упоминание о появлении евреев в Восточной Сибири относится к концу XVIII века. Постоянный приток евреев в Иркутск был связан с действовавшей
Сегодня в Иркутске проживает около двух тысяч евреев. Одна из улиц города названа в честь местного врача-офтальмолога З. Франк-Каменецкого. С 1999 года при синагоге действует еврейский культурный центр.
Открыты приходы старообрядческой и древлеправославной церквей. В городе расположен кафедральный собор католической епархии Святого Иосифа — крупнейшей по площади католической епархии в мире, которая объединяет приходы Восточной Сибири и Дальнего Востока России. Старый католический костёл используется как органный зал Иркутской филармонии. Среди протестантов — евангелисты, баптисты, адвентисты, лютеране, мормоны, иеговисты. Открыты еврейская и сафардская общины иудеев. Действует старая соборная мечеть и исламская организация «Байкальский муфтият». Буддизм представлен тремя направлениями: Кагью, Гэлуг иДзогчен.
Самым ярким образцом сибирского барокко является Крестовоздвиженская церковь, расположенная на Иерусалимской горе. Ступообразный силуэт храма наподобие буддийской пагоды устремлён ввысь. Её фасады богато декорированы узорами геометрических фигур с выступами и углублениями. Другой известный храм этого направления — Троицкая церковь с ярусной колокольней. Её композиция напоминает Спасскую церковь, и отличается от последней крупным куполом храма. В эпоху позднего барокко появилась Харлампиевская церковь, отличающаяся пышным декором. Преображенская церковь объединяет мотивы барокко и элементы пришедшего ему на смену классицизма. Зрелый классицизм представлен Входо-Иерусалимской церковью, имеющей портик с колоннадами. Сохранилось незначительное количество памятников классицизма. Эклектика с византийскими элементами конца XIX века представлена Казанской и Князе-Владимирской церквями.
В этом же стиле был выполнен грандиозный Казанский собор высотою 60 метров, с 1894 по 1920 год являвшийся кафедральным храмом. В 1930-е годы он был разрушен, как и многие другие церкви — Чудотворская,Благовещенская, Тихвинская, Успенская, лютеранская кирха, а также часовня во имя Христа Спасителя. В годы советской власти главным собором была Крестовоздвиженская церковь, из приходских церквей действовали Знаменская и Михаило-Архангельская.
До пожара 1879 года город оставался почти полностью деревянным. После пожара городская дума запретила деревянное строительство на пяти главных улицах. На рубеже XVIII—XIX веков дома стали строить образцам, разработанными столичным архитекторами. До наших дней дошло несколько образцовых домов того времени, среди которых — дом декабриста П. Муханова на улице Тимирязева; фасад дома выдержан в строгом стиле, а фриз украшен лепными венками. Во 2-й половине XVIII века вместо слюды и натянутого пузыря на окнах стало появляться стекло местного производства. Большинство домов возводилось из бревна или бруса, и лишь немногие более поздней постройки обшивались тёсом и красились. Крыша в конце XVIII — начале XIX была крутой двускатной и называлась горбатой. Позднее получила распространение четырёхскатная крыша. Нередко дома строились наподклете — нижнем срубе, на который ставилась клеть. В клети размещалась горница, в подклете — кладовая. Иногда устраивался мезонин и антресольный этаж. Дворы огораживались высоким забором.
Старейший дом Иркутска — дом Шубиных, построенный в XVIII веке. Назван по имени дореволюционного владельца — купца Шубина. Одноэтажный дом был срублен «в обло» из сосновых брёвен, позднее обшит досками и декорирован резьбою; со временем ушёл в землю более чем на метр. Сейчас памятник федерального значения представляет собой бесхозное строение, покосившееся от пожаров; а его нахождение в частной собственности препятствует проведению реставрации. Образцом деревянной архитектуры считается богато декорированный Дом Европы, известный также как Кружевной дом. Здание представляет собой копию дома Шастиных XIX века, воссозданную по чертежам в 1999 году. В 2011 году в рамках частно-государственного партнёрства был реализован проект «130-й квартал» с воссозданными домами XVII—XIX веков.
Городские власти неоднократно выступали за перенос ряда памятников в специальные зоны и снос ветхих строений, не представляющих, по их мнению, исторической ценности. Центр сохранения культурного наследия выступал против такого сноса и настаивал на том, чтобы объекты культурного наследия оставались на своих местах. Экспертное сообщество считает, что ни муниципалитет, ни область не располагают достаточными полномочиями и финансовыми ресурсами для сохранения памятников, и возлагает ответственность за их судьбу в большей мере на федеральную власть.
Среди других утраченных ценностей в постперестроечное время — окончательно разрушенные в 2011 году Курбатовские бани и Красные казармы. В годы советской власти были утрачены деревянные Амурские ворота, арка цесаревича, снесённый в 1961 году «Горбатый дом».
В Иркутске происходит действие романа Ж. Верна «Михаил Строгов», где город сравнивается с «огромной кладовой разных товаров, которыми торгует Китай, вся Центральная Азия и Европа». Первое стихотворение об Иркутске — «Благоденственно живём» — было написано А. Орловым в первой половине XIX века. Исторические повести посвятил Иркутску писатель Д. Сергеев.
В Иркутске проходили съёмки художественных фильмов «Сны о России» по мотивам одноимённого романа Ясуси Иноуэ, «Февральский ветер» режиссёра В. Досталя, «Солнечный ветер» Р. Горяева, «Адмиралъ» А. Кравчука, «Сатисфакция» Е. Гришковца, «Чаша птиц», здесь происходит действие картины «Долгая дорога в дюнах» А. Бренча. Из документальных картин — дореволюционные фильмы кинотеатра «Дон-Отелло» и советские ленты Восточно-Сибирской студии кинохроники.
Живопись с видами Иркутска XVIII—XIX веков не богата. В 1730-х годах город был запечатлен на рисунке немецкого художника И. Люрсениуса, позднее на гравюрах А. Рудакова и Кювилье. Акварели «Дорога в Иркутске», «Секретный возок в Иркутске», «Свадебный обряд в Иркутском кафедральном соборе» выполнены в 1802 году Е. Кореневым. Акварели «Вид Иркутска и быструщей реки Ангары», «Вид Иркутска (панорама)», «Вид Иркутска (с фигурами на берегу)», «Вид Иркутска (с двумя парусниками)», «Вид Иркутска (со стадом у забора)» созданы в 1805 году академиком А. Мартыновым. Город изображён на заднем плане портрета поэта Г. Державина, выполненного в 1801 году. Картина «Вид города Иркутска» была написана 1867 года Е. Мейер по заказу Александра II. Художник Н. Добровольский посвятил городу конца XIX века картины «Переправа через Ангару», «Набережная Ангары в Иркутске».
Теги: собор, иркутск, энциклопедия, сибири, архитектура