Домашняя | Галерея | икона | 430
Почитание Иоанна Крестителя в православии обусловлено его исключительным статусом «первого из рожденных женами». А потому неудивительно, что его образ мы встречаем среди первых христианских изображений.
Впрочем, в первые века христианства – время когда иконопочитание и иконографический канон только формировался, мы встречаем изображение Иоанна в сюжетных композициях, например, «крещение Христа». Самым первым таким изображением, скорее всего, можно считать роспись катакомб Каллиста (III век). Почти сразу в росписях катакомб и в рельефах на саркофагах, на пластинках из слоновой кости и мозаиках,
Он завещал свою коллекцию древних рукописей и икон (в том числе и икону Иоанна Крестителя) церковно-археологическому кабинету Киевской духовной академии (с 1940 года иконы находятся в собрании
Это довольно древний (VI век) образ, выполненный в технике энкаустики, где красочный пигмент замешивался на воске. Энкаустика была наиболее распространенной техникой живописи в античном мире и первые иконы были выполнены именно в ней. Большая часть восковых энкаустических икон была утрачена в иконоборческое гонение. Тем больше уникальна киевская икона Предтечи.
На этом образе Иоанн предстает в полный рост. Он традиционно облачен во власяницу и гиматий (античное верхнее одеяние). В руке он держит свиток с надписью по-гречески «се Агнец Божий», что подчеркивает функцию Иоанна, как Предтечи Спасителя и свидетеля Его явления.
Единоличный же образ Крестителя со временем получает различные дополнения, подчеркивающие те или иные акценты его проповеди.
Так, сразу после 7-го Вселенского Собора и окончательной победы Православия над иконоборчеством, получает распространение
Иоанн изображается в молитвенной позе среди пустынного пейзажа. В его руке обычно присутствует свиток с призывам к покаянию: "Покайтеся, приближи бо ся царствие небесное" (Мф.3: 2). Нередко этот призыв представлен аллегорически в виде древа с топором, что является иллюстрацией продолжения слов Крестителя: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк.3:9).
Также часто в этот сюжет добавляется глава Иоанна, что напоминает о его мученическом конце.
С течением времени эта иконография продолжает развиваться, приобретая все новые символические детали. Так, в 13 веке
Также эти крылья символизируют аскетическую жизнь Пророка, которую можно сравнить с ангельской (собственно здесь имеем параллель с монашеством («равноангельское бытие»), духовным родоначальником которого можно по праву считать Иоанна Крестителя).
Этот извод получил наибольшее распространение на Руси. Предтеча изображается чаще всего фронтально. Правая рука представляет ораторский жест, символизирующий проповедь Крестителя. В левой – свиток, раскрывающий суть этой проповеди, либо вмещающий призыв к покаянию («Покайтеся…») или проповедь о Мессии («се Агнец…»). В образе присутствуют и секира у корней неплодного древа и голова самого Крестителя в чаше. Иногда Иоанн держит эту чашу в руке.
Впрочем, эта чаша имеет разные варианты изображения с разной смысловой нагрузкой. Помимо головы Крестителя, в чаше может изображаться ягненок, символизирующий Христа («се Агнец Божий…») и в таком случае, икона приобретает евхаристический оттенок. Агнец в чаше (иногда на блюде) намекает на евхаристического Агнца на дискосе.
На русской почве после XVI века этот евхаристический намек (агнец на дискосе) сменился явным изображением Младенца Христа в чаше:
Одновременно с этим развивался более простой и менее перенасыщенный символикой изначальный сюжет «Иоанн в пустыне». Предтеча изображается с тем же «проповедующим» жестом и свитком. Но дополнительно на иконе появляется посох, увенчанный процветшим крестом.
Житийная иконография Иоанна Крестителя ещё более разнообразна, и мы в дальнейшем посвятим ей отдельный очерк.
Специально к этому дню предлагаем подборку древнейших икон «первого из рожденных женами».
Специально к этому дню предлагаем подборку древнейших икон «первого из рожденных женами».
Теги: икона, самая, древняя, икона, пророка, иоанна, крестителя, житийная, иконография, иоанна, крестителя, ещё, более, разнообразна, и, мы, в, дальнейшем, посвятим, ей, отдельный, очерк, иоанн, креститель, византия, в, афон, монастырь, хиландар