Страны мира

Аргентина: Государственное устройство и политическая система

А. — федеративная республика. В стране действу­ет Конституция 1853. В неё неоднократно вносились поправки. Последние были внесены в 1994. В состав А. входят 23 провинции и федеральный столичный округ Провинции: Буэнос-Айрес, Жужуй, Катамарка, Кордова, Коррьентес, Ла-Плата, Ла-Риоха, Мендоса, Мисьонес, Неукен, Огненная Земля, Рио-Негро, Сальта, Сан-Луис, Санта-Крус, Санта-Фе, Сантьяго-дель-Эстеро, Сан-Хуан, Тукуман, Формоса, Чако, Чу-бут, Энтре-Риос. Федеральный столичный округ: Бу­энос-Айрес. Крупнейший город и столица страны — Буэнос-Айрес. Другие наиболее крупные города: Роса­рио, Кордова.

Система государственной власти базируется на принципах представительной демократии, важнейши­ми из которых являются выборность всех органов вла­сти и разделение властей. Высший орган законодатель­ной власти — Национальный конгресс, состоящий из двух палат: Сената (72 сенатора) и палаты депутатов (257 депутатов). Конгресс ежегодно утверждает наци­ональный бюджет, устанавливает прямые и косвенные налоги, учреждает федеральный банк и регламентиру­ет его работу, принимает таможенное законодательст­во, устанавливает правила экспорта и импорта. К чис­лу полномочий Конгресса относится принятие кодек­сов — гражданского, уголовного, трудового и общест­венной безопасности. Исключительно к сфере компе­тенции Конгресса относятся вопросы определения границ государства и провинций и их безопасности. Конгресс ратифицирует или отклоняет договоры, за­ключённые с другими государствами, а также между­народными организациями. В компетенции высшего законодательного органа — разрешить ввод иностран­ных войск на территорию А. и послать национальные Вооружённые силы за пределы страны. По поручению Конгресса делается объявление о начале войны или о заключении мира. Конгресс учреждает суды, подчи­нённые Верховному суду, объявляет всеобщую амнис­тию, принимает окончательное решение по вопросу об отставке президента или вице-президента, объявляет новые выборы. Конгресс осуществляет также кон- троль за деятельностью администрации. Ряд полномо­чий принадлежит к сфере исключительной компетен­ции одной из палат Национального конгресса. Так, только палата депутатов имеет право законодательной инициативы в области налогообложения и призыва в армию. Только она имеет право выдвигать обвинения против высших должностных лиц государства (прези­дента, вице-президента, премьер-министра, минист­ров, членов Верховного суда) за неисполнение (или плохое исполнение) ими своих обязанностей или за любые преступления. Окончательное решение по во­просу о выдвинутых палатой депутатов обвинениях в адрес высших лиц государства выносит Сенат. Однако официальное осуждение и наказание обвиняемого — в сфере компетенции обычного суда.

Только Сенат вправе разрешить президенту ввес­ти осадное положение, предусматривающее времен­ную отмену конституционных гарантий соблюдения основных гражданских свобод.

Исполнительная власть осуществляется президен­том и правительством. В состав правительства входят: председатель правительства (премьер-министр); мини­стры иностранных дел, внешней торговли и культа; внутренних дел; обороны; экономики и производства; федерального планирования, государственных инвес­тиций и услуг; юстиции, безопасности и прав человека; труда, занятости и социального обеспечения; образова­ния, науки и технологии; здравоохранения; социально­го развития. Членами правительства являются также генеральный секретарь канцелярии президента, глава Центрального банка, генеральный прокурор, руково­дитель спецслужбы СИДЕ (разведка и контрразведка).

Глава государства — президент. Он осуществляет общее политическое руководство страной и несёт за это всю полноту ответственности. В сферу компетен­ции президента наряду с осуществлением общего опе­ративного политического руководства входит участие в разработке законов, а также инструкций и распоря­жений, необходимых для их конкретного исполнения. В исключительных случаях, если обычное осуществ­ление своих функций законодательными органами невозможно, президент может издавать декреты. При этом глава государства не вправе вносить какие-либо изменения в избирательное, партийное, налоговое и уголовное законодательство.

Президент открывает сессии Национального кон­гресса, предоставляет законодателям отчёт о положе­нии страны. Он может продлевать сессии Конгресса или созывать их, если этого потребуют обстоятельст­ва. Глава государства обеспечивает распределение доходов в соответствии с принятым бюджетом. Прези­дент назначает (с согласия Сената) членов Верховно­го суда и остальных федеральных судов, а также ми­нистров, других должностных лиц. Глава государства контролирует работу административного аппарата. Во время каникул Конгресса президент имеет право вводить осадное положение. В компетенции главы го­сударства — заключение и подписание международ­ных договоров. Президент является главнокомандую­щим Вооружёнными силами. С разрешения Конгрес­са он имеет право объявлять войну.

Нынешний президент А. — Нестор Киршнер. Ви­це-президент — Даниэль Сциоли. Председатель пра­вительства — Альберто Фернандес. Председатель па­латы депутатов — Эдуардо Оскар Каманьо. Председа­тель Сената — Даниэль Сциоли (вице-президент А.).

Палата депутатов избирается прямым, всеобщим, тайным голосованием по системе пропорционального представительства сроком на 4 года. Её состав обнов­ляется на 50% каждые 2 года. Сенат начиная с 2001 избирается по мажоритарной системе прямым голо­сованием. В Сенат избираются по 3 представителя от каждой из 23 провинций и от федерального столично­го округа. Срок полномочий Сената — 6 лет. Каждые два года Сенат обновляется на 1/3.

Президент и вице-президент избираются путём прямого тайного голосования на всеобщих выборах на 4 года. Допускается непосредственное переизбра­ние главы государства на второй срок.

К числу наиболее выдающихся государственных деятелей А. относятся:

Хосе де Сан-Мартин (1776—1850), один из главных руководителей Войны за независимость испанских ко­лоний в Америке 1810—26, национальный герой А.;

Мариано Морено (1778—1811) — один из инициа­торов и руководителей Майской революции 1810;

Бернардино Ривадавия (1780—1845), один из лиде­ров борьбы за независимость, президент А. в 1826—27, с его именем связана первая попытка осуществления се­рьёзных буржуазных преобразований в аграрной сфере;

Бартоломе Митре (1821—1906), президент А. в 1862—68, активно способствовал процессу нацио­нального объединения и в то же время содействовал экспансии иностранного, главным образом англий­ского, капитала;

Доминго Фаустино Сармьенто (1811—88), прези­дент А. в 1868—74, активно содействовал развитию экономики и культуры;

Иполито Иригойен (1832—1933), президент А. в 1916—22 и 1928—30, один из основателей и лидер крупнейшей политической партии А. — ГРС, сыграл решающую роль в установлении первого в аргентин­ской истории политического режима представитель­ной демократии, осуществил ряд преобразований со­циал-реформистского характера;

Хуан Доминго Перон (1895—1974), президент А. в 1946—55 и в 1973—74, генерал, осуществил комплекс широкомасштабных реформ националистического толка.

В соответствии с провозглашённым Конституцией федеративным принципом государственного устрой­ства провинции А. имеют свои Конституции и органы власти — Законодательные собрания, губернаторов, судебную систему. Все провинциальные Конститу­ции составлены в соответствии с принципами обще­национальной. Провинции не пользуются правами, переданными государству. Вместе с тем за ними за­креплены определённые права, не относящиеся к сфе­ре компетенции федерального правительства.

Крупнейшими традиционными партиями А. на протяжении более 50 лет вплоть до кон. 20 в. явля­лись ГРС и Хустисиалистская партия (ХП) — под этим названием с 1973 выступает на политической арене перонизм. Поляризация подавляющего боль­шинства аргентинских избирателей вокруг перонист-ских и радикальных кандидатов на выборах 1983, 1985, 1987, 1989 свидетельствовала о формировании в 1980-е гг. двухпартийной системы. Несмотря на со­храняющееся политическое соперничество, позиции двух крупнейших партий А. по принципиальным во­просам в этот период сближаются. В обеих преоблада­ющим влиянием начинают пользоваться сторонники неолиберального курса. Неизбежная реакция на про­ведение этого курса вызвала к жизни новое политиче­ское движение — ФРЕПАСО, основное ядро которо­го составили бывшие перонисты, вышедшие из ХП ввиду несогласия с политикой К. С. Менема. ФРЕ-ПАСО превратился в серьёзную альтернативу гегемо­нии ГРС и ХП: на президентских выборах 1995 канди­дат ФРЕПАСО занял 2-е место, отодвинув на 3-е кан­дидата ГРС. Результаты выборов 1997 подтвердили развитие этой тенденции. На президентских выборах 1999 ФРЕПАСО выступил в союзе с ГРС в составе Альянса за труд, справедливость и образование. Вы­боры принесли победу кандидату Альянса лидеру ГРС Ф. де ла Руа. Несмотря на то что программа дан­ного объединения носила левоцентристский харак­тер, на практике правительство Ф. де ла Руа продол­жало проводить тот же неолиберальный курс, что привело в конечном счёте к крайнему обострению всех противоречий и социальному взрыву в декабре 2001. Результатом этих событий стали фактический крах ГРС и раскол в ХП.

Однако глубокий кризис крупнейших традицион­ных партий не приводит пока к появлению сколько-нибудь действенной альтернативы, хотя попытки вы­двинуть такую альтернативу предпринимаются по­стоянно. Последняя из таких попыток — «Альтерна­тива во имя республики равных» во главе с Элизой Каррио. Помимо упомянутых, на политической арене А. действует множество небольших партий и движе­ний различной идеологической ориентации.

Важным фактором власти в А. являлись и являют­ся по сей день предпринимательские союзы. Наиболее известные и влиятельные из них: «Сельскохозяйст­венное общество» (традиционное объединение арген­тинских латифундистов) и «Промышленный союз» (организация, к которой принадлежат представители промышленного капитала страны).

Основные направления внутренней политики А. в последние годы определялись лихорадочными попыт­ками найти выход из того жесточайшего кризиса, в ко­торый страна была ввергнута в результате проведения в жизнь жёсткого неолиберального курса в период пре­бывания у власти К. С. Менема. В кон. 2001 — нач. 2002 за короткий срок сменилось несколько президентов. Лишь избранный обеими палатами Конгресса в ян­варе 2002 в качестве временного главы государства Э. Дуальде, видный деятель ХП, сумел в какой-то мере нормализовать ситуацию. В целом принятые его правительством в 2002—03 меры носили конъ­юнктурный характер, что не позволяет говорить о реализации какой-либо альтернативной программы. В то же время в его выступлениях можно проследить определённую тенденцию социал-демократического характера. В принципе об этом же свидетельствует предвыборная программа нынешнего президента Н. Киршнера, выдвинутого Э. Дуальде именно в качест­ве альтернативы К. С. Менему.

Приоритетными направлениями внешней полити­ки А. на современном этапе являются, согласно заяв­лениям нынешнего президента Н. Киршнера, укреп­ление связей со странами Латинской Америки, преж­де всего с Бразилией, расширение и укрепление отно­шений с ЕС. Впрочем, поддержание нормальных все­сторонних отношений с США также рассматривается как важнейшая внешнеполитическая задача.

Вооружённые силы А. состоят из сухопутной ар­мии, Военно-морского флота, включающего морскую авиацию и морскую пехоту, Военно-воздушных сил, национальный воздушный полиции, национальной жандармерии и береговой охраны. Призывной воз­раст — 20 лет. Начиная с прихода к власти админист­рации Р. Альфонсина в 1983 все последующие кон­ституционные правительства А. проводили курс на реформирование ВС по образцу западных демокра­тий. Суть реформы состоит в превращении армии в сугубо профессиональный институт, стоящий вне по­литики. За последние два десятилетия на этом на­правлении достигнут значительный прогресс, высшее офицерство перестало выступать в качестве непосред­ственного и наиболее мощного фактора власти — роль, которую военная элита А. играла на протяжении многих десятилетий (с 1930 по 1983).

А. имеет дипломатические отношения с РФ (уста­новлены с СССР 6 июня 1946).